Вход Регистрация
О насБиблиотека
детям
Читателям Филиалы Информационные
ресурсы
Новости
и события
Методическая
копилка
Краеведение Контакты Гостевая
книга
Речица
Речица Жанр издания: Серия "Записки краеведа"
Место издания: Каменец
Год издания: 2017

НА ВОСТОК ОТ КАМЕНЦА

 

В восточной части Каменетчины при забытой, а в последнее время вспомненной, дороге на Кобрин и Пружану стоит село Речица. Много поколений в нем жило. Это сейчас его так называют. Раньше оно имело и другие названия.

С прадавних времен речицкие земли и земли околичных селений входили в состав Каменецкой волости, а с 1413 г. – Каменецкого повета. Когда же в 1566 г. Каменецкий повет скасовали, то они, эти земли, отнесены к Кобринскому повету и к Пружанскому (после 1795 г. – к уезду), а церковный приход – к Шерешевскому благочинию.

С 15. 01. 1940 г. Речица введена в состав Каменецкого района, а церковный приход в – Каменецкое благочиние.

Вообще, исторические сведения о Речице весьма скудные, фрагментарные, не представляют чего-то целостного.

Дата возникновения села теряется во мгле прошедших лет. Из письменных источников достоверно известно, что оно уже с давних времен принадлежало боярской семье Балабанов, являясь центральным пунктом прилегающих имений. Косвенно мы можем судить о возникновении Речицы по неподалеким селам – Смольники и Щерчово, упоминаемым в актах давних в 1563 г. В «Записках о Московии» Сигизмунда Герберштейна описывается его посольство, направленное Императором Священной Римской империи Максимилианом в Москву. Это посольство отправилось из Кракова 14 февраля 1517 года. Оно, прибыв в Брест, направилось в Каменец-Литовск и дальше: «Каменец, городок с каменной башней (в деревянном замке), пять миль; переправившись потом через две реки Осхна и Бесхна, мы через пять миль прибыли в Шерешев (Шерешова), недавно выстроенный в (большом) лесу (городок), расположенный на реке Лесне (Лисна), которая протекает и под Каменцем…» Герберштейн очевидно не знал, что есть Правая и Левая Лесная, а поэтому не вспомянул, что под Шерешевым протекает Левая Лесная, а под Каменцем – Правая (прим. – Г. Мусевич).

Герберштейн, возглавляющий дипломатическую миссию, предположительно ехал через села: Угляны-Дворцы-Вишня-Стойлы и дальше или через Кривляны-Речица-Воля-Вишня-Стойлы и дальше. Коль если названные села уже были во время проезда посольства Священной Римской империи, то можно предположить, что они существовали, по крайней мере, с половины XV в.

С 1648 г. Речица фигурирует как собственность Петра Потея (Поцея – Г. М.). Очевидно, с этого времени она стала называться Речицой Потеевской. Название это долго сохранялось.

В 1749 г. Антоний Потей, стражник ВКЛ, продал ее графу Яну Флеммингу тереспольскому, у которого держал речицкое имение правом заставным Забелло, ковенский маршалок. От Яна Флемминга в результате замужества его дочери Изабеллы с Адамом Чарторыским Речица перешла к роду Чарторыских.

В этот период она выступает под названием Речица Мурованая. Правда это название продержалось недолго. (Архив музея Чарторыских в Кракове).

Название «Мурованая» произошло от того, что здесь Чарторыские возвели мурованную резиденцию, которую некоторые называли «замком» (это то место, где сейчас стоит школа – Г. М.). Резиденция была ограждена и имела тоже мурованную въездную браму, остатки которой неизвестный фотограф сфотографировал в начале XX века. Некоторое время Речицой владел Адам Ежи Чарторыски, министр иностранных дел России, но он там не бывал.

Не оминула Речицу Отечественная война 1812 г. Некоторые утверждают, что проходившие здесь французские войска разрушили «замок», а затем сразились с русскими войсками возле Городечно. Память о бое под Городечно была отображена на одной из памятных таблиц в храме Христа Спасителя в Москве.

Духовная жизнь речицких крестьян и крестьян околичных сел окормляла сначала Иоанно-Богословская деревянная церковь, а затем построенная на этом же месте кирпичная униатская, с 1839 г. ставшая православной. Ее в 60-е безбожные годы XX века власти закрыли и использовали для хозяйственных нужд.

В 1872 г. средствами российского правительства сооружена кирпичная Свято-Успенская приходская церковь, которую не закрывали даже в безбожные времена. Поговаривают, что для ее сооружения использовался кирпич из разрушенного «замка» Чарторыских.

В приход к ней были приписаны 16 селений с числом прихожан в 2799 человек: в Речице Потеевской, Антонах, Боярах, Бурдилах, Воле, Ганцах, Глубоком, Гуринах, Кукольчицах, Лесках, Мельниках, Новиках, Норовщине, Осинках, Седруже, Смольниках. В приходе имелось 2 церковно-приходские школы в Воле, Лесках и народное училище в Речице Потеевской.

На конец  XIX века Свято-Успенская приходская церковь имела 79 десятин земли. Дворов 352, прихожан 2792. Церковь Иоанна-Богослова стала приписной. (Статистические сведения Гродненской епархии по состоянии на 1894 г.).

В начале XIX  века Речица стала центром графства, как административной единицы. Оно охватывало 33 села: Речицу Мурованую, Селище, Сехневичи, Дремлево, Козаки, Веремичи, Норовщину, Осинки, Кривляны, Бояры, Семеновку, Березняки, Грицевичи, Горылки, Степанки, Шпитали, Вежное, Мельники, Леонки, Дубенички, Седруж, Антоны, Зайцы, Мужики, Належники, Конотопы, Подречье, Блажки, Мамусы, Гурыны, Именин. Это было богатое графство, оцененное в 1812 г. в 743 933 польских злотых.

Речицы коснулось польское восстание 1863 года. Один из предводителей восстания Роман Рогинский с отрядом в 1000 человек переправился через Зап. Буг у Немирова, идя северо-западным краем Каменетчины, потеряв значительную часть своих людей в боях с российскими войсками у Долбизны и Королевого Моста (теперь Каменюки – Г. М.), с остатками своего отряда пошел к Шерешеву и в Пружаны. В Пружане он заатаковал казначейство, острог, забрал 7 тысяч рублей и оружие, взяв в плен свыше 100 человек инвалидной команды, оставил Пружаны. Отойдя от Пружаны 9 верст, Роман Рогинский, после короткого совещания, принял решение отпустить на Подляшье Рыльского и Сонгина с частью отряда (Воспоминания Р. Рогинского).

Как пишет В. Зелински: «Отсоединившись от Рогинского Рыльски и Сонгин пошли в Западном направлении. Их преследовала колонна подполковника Вамберга: 3 роты пехоты и 40 казаков. Колонна остановилась у мызы (фермы, Речица). В то время Речица состояла из села, имения и мызы - Г. М.).

Повстанцы расположились на ночлег в Кривлянском лесу. Один из жителей Кривлян сообщил Вамбергу о месте расположения повстанцев, за что был пожалован 5-ю золотыми рублями. Подполковник поспешил к Кривлянскому лесу». И, как пишет далее В. Зелински: «Колонна Вамберга напала на инсургентов (повстанцев – Г. М.). Горстка из 38 человек была разбита: 11 убитых, в том числе Рыльский и Сонгин, 14 попало в плен, 13 ранено. У Вамберга 2 убитых и 3 раненых».

Взятые в плен были повешены в Каменце-Литовске на горке «Шибенице». После казни на «Шибенице» не совершались.

В Кривлянском лесу, где произошел бой над могилой убитых был насыпан курган и на нем водружен крест. Большевики разорили захоронение. (Рассказ Васыля Тройчука; Г. Мусевич – «Легендарная горка»; Ксавэры Зданьски – «Пшычынки до дзеюв повяту Бжэскиего»).

Дальнейшие судьбы графства теряются в исторической мгле. Скорее всего оно было конфисковано после подавления восстания. Само Речицкое имение отошло барону Таубэ. Большинство жителей графства стало казенными, т. е. государственными крестьянами до окончания крепостного права.

В 1905-06 учебном году продолжало работать Речицкое народное училище. В нем преподавала Серафима Самцэвич. В училище училось 102 ученика.

Началась первая мировая война. И жители Речицы, как и все жители наших краев, отправились в 1915 году вглубь России. Там их застала революция. Общество разделилось на две враждующие части – «красных» и «белых». Это коснулось и беженцев. Однако большинство их вернулось на родину, часть осталась в России, многие по разным причинам умерли. Часть речицких крестьян подверглась коммунистическому влиянию.

На примере двух человек мы можем увидеть, как разделялись судьбы людей: Семена Дубовика, по одним сведениям родившемся в Норовщине, по другим – в Речице, связавшем свою жизнь с коммунистическим движением и Павла Хинича, родившемся в Кривлянах и вросшим в русскую культуру.

Семен Дубовик в поисках заработка уехал в Америку. В середине 1911 года вернулся в Россию. Работал в Сибири, занимался подпольной революционной работой. Избегая ареста, перебрался в Москву. Был арестован. Сослан в Екатеринбургскую губернию. В октябрьскую революцию оказался в Петрограде. Учился в университете Запада. Ему не дали окончить университет и направили для революционной работы в Западный край. Вскоре его арестовали польские власти и осудили. После выхода из заключения перешел польско-советскую границу и оказался в СССР. Сначала там жил и работал, но в 1937 г. арестован НКВД, как «враг народа» и расстрелян. В свое время, как говорил французский революционер Робеспьер: «Революция пожирает своих детей». Так и случилось. Позднейшая реабилитация мало что изменила. Человека не стало. Власти лишь поставили ему бюст в Речице.

Павел Хинич учился в Речицком народном училище. В 1915 г. вместе с родителями уехал в беженство в Россию. Получив там образование, вернулся из беженства в Пинск, в котором проживало несколько тысяч русских. Они и организовали в начале 20-х годов XX века РНО (Русское народное объединение). Целью объединения было сохранение языка, культуры, православной религии. Члены РНО противились ассимиляции со стороны поляков. В 1930 г. Хинич участвует в выборах от русского списка в городскую Раду г. Пинска. В 1931 г. он становится редактором и издателем еженедельной газеты «Под небом Полесья» - органа РНО. В газете печатались поэты Дмитрий Майков и Василий Коротышевский. Их стихи Хинич издал отдельной брошюрой под тем же названием – «Под небом Полесья». Газета опубликовала много интересных материалов. Особый интерес представляет публикация «Лещинская святыня».

Дальнейшая судьба Павла Хинича неизвестна и не изучена. А «благодарные» потомки чтут его память? Даже бюст в Кривлянах ему никто не поставил. (Г. Мусевич «Легендарная горка», «Журналист»).

Нельзя не упомянуть и людей, родившихся в Речицком (в современном понимании) сельсовете. Известный славист Владимир Качановский родился в Великом Лесе в 1853 г., умер в 1901 г. Окончил Варшавский университет. Профессор Казанского университета. Издавал «Вестник славянства». Составил сборник болгарских песен «Памятник болгарского народного творчества». Издал «Византийские летописи как источник южных славян», «Пушкин А. С. как воспитатель русского общества» и др.

В 1950 г. родился художник Николай Маевский в Дворцах. Его известные произведения «Весна. Беловежская пуща», «Весна. Дворцовская сажалка», «Белая вежа. Каменец-Литовск» и др.

В Речицкой школе учителем истории работал кандидат исторических наук, впоследствии доцент, проректор института управления и предпринимательства в Минске Яковлев Сергей Иванович. (Георгий Мусевич «Словник литературной Каменетчины. Районная книга «Памяць», Минск, 1997»).

После прихода Красной Армии Речица стала центром сельсовета. Председателем сельсовета стал бывший казначей Каменецкого подпольного РК КПЗБ Нижник Е. И.

Стали организовывать колхозы. Первый колхоз в Речицком сельсовете 12. 03. 1940 г. имени Ворошилова создан в селе Кривляны. Председателем избран К. В. Смолюк. Этот же колхоз 17. 02. 1941 г. выдвинут на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку. Кроме колхоза имени Ворошилова в селе Лески Гришковский З. Н. тоже организовал колхоз. В Речице открылась школа с преподаванием на белорусском языке. Недолго продолжалось мирное строительство. 22 июня 1941 г. началась Великая Отечественная война.

С первых дней своего пребывания оккупанты ввели жесточайший режим. Они расстреливали людей, отправляя в концлагеря. Несмотря на это, население оккупированных территорий упорно сопротивлялось. Действовали подпольщики, антифашистский комитет, партизаны. Расстреляны Гришковский З. Н. из Лесок; Нижник Е. И., председатель сельсовета из Кривлян; Г. М. Хомич из с. Воля; Герасим Шостик из с. Воля и др. О результатах фашистского террора говорят  цифры: за связь с партизанами фашистские палачи расстреляли в селе Воля 28 человек, в селе Дымники 12 человек, в селе Кукольчицы 4 человека, в Великом Лесе 3 человека, в Дворцах 11 человек, в Речице 2 человека, в Смольниках 3 человека, в Боярах 11 человек. Село Лески немцы сожгли и уничтожили 111 человек, в том числе и детей.

После освобождения района стала постепенно устанавливаться мирная жизнь. В 1949-50 гг. в Речице организован колхоз «Правда» и еще 8 в селах сельсовета. На их базе в 1951 г. создан один колхоз – «Ленинский путь».

В 1953 г. на территории колхоза было 2 библиотеки, школа, ФАП.

В 1963 г. колхоз «Ленинский путь» переименовали в «Рассвет».

Затем произошла реорганизация колхозов. Появились фермеры в Речице-1, в Воле-1.

Речица по-прежнему центр сельсовета. В ней есть средняя школа, библиотека, ФАП.

 

Февраль, 2007 г.                                          Георгий Мусевич

 

Примечание: Орфография и стиль написания  текста автора    

                       сохранены.

 

     Краткие сведения о д. Речица из других работ

архива Г. С. Мусевича

 

v Сравнительные сведения о народных училищах в Каменецком районе по состоянию на 1900 г.:

Речица – год открытия 1890 (107 уч-ся); 1900 г. (110 уч-ся); 1905 г. (102 уч-ся).

Польские школы в 1920-1939 гг.:

Речица – 4 кл.

 

v Успенская церковь, д. Речица.

Свято-Успенская церковь кирпичная в селе Речица (в прошлом Речица Мурованая, Речица Потеевская) построена в 1872 году из кирпича разобранного дворца Чарториских. Не закрывалась.

 

v Наличие земельных наделов в церковных приходах в пределах нынешнего Каменецкого района:

Речицкий – Конец XIX века – 79 дес., из них пахотной 31,5 дес.; сенокосной 21,5 дес.; пастбищной 5 дес.; неудобиц 21,5 дес. Конец 1924-1930 гг. – сведений нет.

 

v Первые упоминания селений моей Каменетчины:

Речица (Речиця Потиевська, Мурована) – 1522 г. – (З дзеюв гмины жидовскией).

 

v Священники, служившие в приходах Каменетчины:

митр. прот. Николай Горбачук – Речица, Омеленец, Дмитровичи – 1926-2006 гг.

    

 

 

 

 

 

 

 

 

Источники:

 

 

1.    Мусевич, Г. Рассказы из жизни – о жизни. Легенды моей Каменетчины [Папка]: сборник 1,1. Каменец, 1991-2012.

 

2.    Мусевич, Г. Рассказы из жизни – о жизни. Легенды моей Каменетчины [Папка]: сборник 1,2. Каменец, 1991-2012.



Назад в раздел
© 2011. Каменецкая центральная районная библиотека им.В.М. Игнатовского